Суд по ЖЭКам:
истцы расширили требования, ответчик опять взял время «на обдумывание»
Логика истцов: решение исполкома - неправомерное, исполнители
услуг - ненадлежащие
Намеченное на 29 марта заседание
Мелитопольского городского суда по административному иску потребителей
жилкомуслуг Андрея Павлия и Владимира Коротуна к Мелитопольскому исполкому о
признании противоправным и отмене исполкомовского решения от 20.12.2012 г. не
состоялось. Накануне заседания истцы
подали в суд заявление о расширении исковых требований.
«Предмет иска остается
прежним - отмена ряда положений исполкомовского решения 217/4, которое, на наш
взгляд, неправомерно создает привилегии в хозяйственной деятельности двум ООО
и, наоборот, существенно сужает законные права потребителей по выбору наиболее эффективного
исполнителя жилкомуслуг, - комментирует позицию истцов А.Павлий. - Просто
сейчас, глубже вникнув по ходу судебного разбирательства в суть вопроса, мы пришли
к убеждению, что отмене в судебном порядке подлежит и тот пункт исполкомовского
решения, которым двум ООО дано право заключать договоры на предоставление
жилкомуслуг с конечными потребителями, населением Мелитополя. Без отмены этого
пункта потребители, по сути, понуждались бы к заключению договора с предприятиями,
имеющими спорный правовой статус».
По словам В.Коротуна, решение
о расширении исковых требований возникло после ознакомления с копиями тех
документов, которые исполком вынужден предоставлять в судебное заседание. Среди
них, в частности, имеются и договоры исполкома с двумя ООО - заключенные на основании оспариваемого исполкомовского решения. Истцы
выяснили, что эти договоры, предоставляющие
двум «частникам» право быть монополистами в обслуживании всего
городского жилфонда, действуют в течение 10-ти (!) лет - до 20 декабря 2022 года, с правом продления
на такой же срок
«С юридической точки зрения
это означает одно: две частные структуры, не имевшие на момент принятия
исполкомовского решения ни персонала, ни технической базы, получили городской
жилфонд, по сути, в «вечное пользование», - подчеркивают истцы. - Ни любой
последующий мэр, ни состав исполкома своим решением не смогли бы расторгнуть
эти исполкомовские договоры с ООО «Жилмассив» и «Комфорт-Мелитополь». Более
того, они прописаны так, что их даже через суд расторгнуть было бы, по сути,
нереально по истечении полугода с момента принятия декабрьского решения
исполкома. Что в этом случае ожидало бы мелитопольцев? Как минимум, неуправляемость предприятий-исполнителей со
стороны исполкома - и в тарифном контроле, и в качестве услуг. Способ
предотвратить это - один: в течение шести месяцев с момента принятия обратиться
в суд с иском об отмене в порядке административного судопроизводства декабрьского
решения исполкома. Что мы и сделали».
На момент подготовки данной
публикации истцы не были уведомлены о дате следующего судебного заседания.
Логика второго иска: у ненадлежащих исполнителей услуг -
необоснованные тарифы
Ни для кого в Мелитополе не
секрет, что данное судебное разбирательство, инициированное двумя потребителями
услуг, сразу получило широкий общественный резонанс, поскольку напрямую
касается интересов десятков тысяч горожан. По словам истцов, как только местные
интернет-СМИ и печатные издания сообщили о сути начавшегося судебного процесса,
сразу существенно расширился круг их ежедневного общения.
Например, Владимир Коротун,
не скрывает: «Нынешняя юридическая практика Павлия и моя общественная работа в
Ассоциации «Теплый Дом», а также наша прошлая профессиональная деятельность (в
ОБЭП - у Андрея, в местных медиа-структурах -
у меня) предопределили теперешнюю специфику нашего общения. Начиная с
середины февраля, с нами стали искать диалога люди, имеющие многолетний профессиональный опыт в правоохранительной сфере,
а также - в бухучете и аудите, налогообложении, адвокатуре. Все они - вне
зависимости от должностей и рангов - потребители услуг ЖКХ. Всех их, как и нас,
не может устраивать полуподпольное лоббирование исполкомом интересов двух
коммерческих структур с отсутствием каких бы то ни было гарантий качества услуг
и обоснованности тарифов для потребителей».
Именно из этих диалогов в
течение месяца со специалистами, как утверждают сегодня Павлий и Коротун,
вызрел еще один административный иск - от отмене еще одного исполкомовского
решения, № 218/2, которое принято на том же заседании исполкома 20 декабря 2012
г., что и решение № 217/4, оспариваемое в первом иске. (Кстати, копию решения 218/2 потребители
получают как приложение к бланку нового договора).
«Этим решением исполком
утвердил тарифы, по которым потребителям следует оплачивать услуги ООО, -
поясняет юридическую суть второго админиска Андрей Павлий. - Ранее эти тарифы
были утверждены для коммунального предприятия
(КП) «Жилмассив» и управляющей компании (УК) «КомЭнерго-Мелитопль». Замечу
(это важно!), что оба эти предприятия являлись плательщиками НДС. Новые ООО не
платят НДС и являются плательщиками единого налога. По закону, исполнитель коммунальных услуг обязан: А) осуществить экономически обоснованный
расчет тарифов; Б) предоставить его на
утверждение в исполком. Частью этого
экономически обоснованного тарифа у КП и УК являлась 20-процентная ставка НДС - именно
столько с каждого платежа каждого потребителя эти предприятия, согласно
требованиям Налогового кодекса, перечисляли в бюджет. Новые ООО - «единоналожники»,
поэтому плательщиками НДС не являются. Тем не менее, исполком «автоматически
скопировал» для них общую сумму тарифа, включая и 20-процентрую ставку НДС . Иными словами: расчета
экономически обоснованного тарифа ни одно из двух ООО не производило; исполком неправомерно
утвердил для них прежний тариф, превышающий расчетные затраты, минимум, на размер
ставки НДС - 20 процентов. Именно поэтому мы считаем данное решение исполкома
неправомерным и подлежащим отмене».
«Сразу оговоримся, -
дополняет коллегу В.Коротун, - вряд ли кто-то из потребителей ожидал и стал бы требовать снижения тарифов при реорганизации
системы «жэковских» услуг. Мы реалисты и понимаем, что затраты в ЖКХ растут.
Ну, так и предоставьте соответствующий расчет, покажите: вот, дескать, мы оставляем
величину тарифа прежней - но ту сумму, которая ранее уходила в виде НДС, а
теперь высвобождается, мы отнесли на такие-то статьи тарифных затрат. Например
- закупка техники, материалов, труб, вентилей, да чего угодно еще. В том числе,
возможно - и на повышение зарплаты дворникам,
мастерам, иному персоналу. Только четко это зафиксируйте в структуре
тарифа - тогда, и исполком, и любой контролирующий орган, и потребители могли
бы контролировать целевое использование средств».
А, действительно, почему не
сделали такого расчета тарифа новые ООО? Не потому ли, что и создавались они с
иной конкретной целью: чтобы колоссальные «лишние суммы», освободившиеся в
виде неоплачиваемого НДС, можно было бы
ежемесячно использовать в «ручном режиме». В чьих интересах?
|